Курсы | Мастер-классы

Вебинар «Как писать без клише и штампов»

Наступит время священной битвы: будем жёстко п**дить все «Доброго времени суток», «спасибо за обратную связь», «надеюсь на положительный ответ», «мы вас услышали» и прочие речевые и коммуникативные клише. Они создают шум и мусор. Они стоят между вами и вашей аудиторией и мешают ей читать. А вам — достучаться до неё. Клише и штампы показывают читателям, что продукт просрочен и что он фейковый.

«Ты сказал — я поверил, ты повторил — я засомневался, ты стал настаивать, и я понял, что ты лжёшь».

Почему так?
Потому что есть закон убывающей отдачи: чем чаще повторяется опыт, тем ниже его эффект. Часто люди думают, что от повторения сказанного эффект усилится. В подавляющем большинстве случаев всё наоборот. Мозги работают иначе. Мозги человека пишущего озабочены экономией энергии (не будем изобретать велосипед).
А мозги читающего озабочены дважды: поиском содержательного текста, об который можно обновиться (несвежий — скука и медленный яд), и опять же экономией энергии, теперь уже той, которую пришлось бы затратить, чтобы понять, что же стоит за грёбаными избитыми фразами. Они раздражают тем, что их нужно _усиленно_понимать_. Они вынуждают читателя затратить ещё и ещё и ещё энергию там, где он надеялся поживиться. Оно ему надо? Нет, оно ему не надо.

А как же «повторенье — мать ученья»? Тот самый случай: как со многими клише, приходится потратиться на их расчистку — и сейчас оно того стоит. Перед нами не правдивая версия пословицы, а фейк. Правдивая версия гласит: «повторенье — мать ученья — утешенье дураков».

Важно искоренять эти сорняки там, где они мешают, а в тех редких ситуациях, где они уместны, — применять с умом. И конечно же, дайте нам мудрость отличить одно от другого.

Записаться